Недобросовестность в банкротстве обсудят на форуме "Защита Бизнеса 2023"
В преддверии форума участники панели, посвященной недобросовестности в банкротстве ответили на вопросы в эфире радио Бизнес ФМ:
Виктор Глушаков, адвокат, руководитель коммерческой практики адвокатского бюро КРП.
- Виктор, вы модерируете сессию, которая называется Недобросовестность в банкротстве, почему выбрали эту тему и в чем особенность вашей сессии?
- Процедура банкротства уже давно гораздо шире, чем те рамки, которые пытаются установить для нее закон о банкротстве. И успешность или неуспешность тех или иных действий в этой процедуре определяется не только правовой позицией, но и поведением, творческим подходом, который предлагают стороны, участники дела о банкротстве, в отношении тех процессуальных действий, которые хотят совершать. И это поведение у наиболее успешных участников процедуры постоянно проходит по границе, по балансу между законно и незаконно. Как отличить законность и добросовестность участника дела о банкротстве, или изобличить недобросовестную сторону? Об этих темах я бы хотел поговорить с вами на ежегодной конференции «Защита бизнеса». На нашу сессию нам удалось собрать спикеров со всей России из совершенно разных направлений. Мы услышим позицию арбитражного управляющего, мы услышим позицию коллег-практиков из банкротского клуба. А также мы услышим позицию представителей судебной власти, которые со своей точки зрения объяснят, что считается недобросовестным поведением, и как суды подходят к оценке этого поведения на практике.
Павел Самсонов, управляющий партнер консалтинговой компании «Ком-Юнити» (Москва).
- Павел, на форуме Защита бизнеса 2023 вы выступите с темой о недобросовестности, почему вы считаете, что она актуальна для бизнеса?
- Нужно всегда держать в голове, что проблемы моего контрагента - мои проблемы. И если, вдруг, банкротство у нас случается с нашим контрагентом, то мы должны понимать, что от того, как мы с этим контрагентом взаимодействовали, будут возникать ситуации, которые для нас могут иметь достаточно неприятные и критические последствия. Часто приходится во время банкротств слышать такой тезис, как неразумное, недобросовестное поведение. Все слова знакомы, но что это значит, часто мы не можем понять. Изучая судебного практику, мы всегда видим эти два словосочетания вместе: «Было установлено неразумное и недобросовестное поведение контрагента, управляющего органа, директора». Между тем, в зависимости от того, какое же это всё-таки это поведение неразумное, например, мы должны были соблюсти процедуру согласования какой-то сделки с финансовым директором. Или недобросовестное, когда мы продавали активы по заниженной цене в дружественную организацию прямо незадолго до банкротства. В зависимости от того, какая будет квалификация наших действий, у нас могут возникать порой разные правовые последствия.
- Дарья, на форуме Защита Бизнеса 2023 вы расскажете о взыскании дебиторской задолженности в ситуации банкротства контрагента, что интересного узнают участники?
Здесь надо понимать, что в деле о банкротстве, против очевидного на взгляд кредитора требования ,могут возникнуть неожиданные для него возражения со стороны любого лица, которое участвует также в банкротном процессе. Сейчас судебная практика идёт по модели полного исследования всей цепочки взаимоотношений сторон. Поэтому очень важно понимать, во-первых, основные вопросы, которые могут быть заданы судом и поставлены другими лицами, участвующими в деле. Во-вторых, порядок раскрытия организации, которая предъявляет своё требование, доказательств, а именно, кто и что, и как, и когда должен доказать. А также риски, которые могут возникнуть в ходе деле о банкротства, в том числе и при рассмотрении требования кредитора. И сказанное выше, оно приобретает особенную актуальность в тех случаях, когда заявлены доводы о фактической или юридической аффилированности кредитора и должника банкрота. В этих случаях суд может, как понизить требование в очередности, так и вообще отказать в его удовлетворении в полном объёме. Хотелось бы обсудить основные проблемы, связанные с рассмотрением требований кредиторов. Отдельно остановиться на установлении требований аффилированных, либо так или иначе заинтересованных должнику кредиторов, о том, как им работать, к чему быть готовыми, и о том, как отрабатывать возражения против таких требований, в том случае, если у кредитора имеются подозрения, что конкурирующее требование является мнимым, необоснованным, внутригрупповым и так далее. Об этом мы и поговорим с вами на мероприятии 19 сентября.
Владимир Бубликов, управляющий партнер юридической компании «Бубликов и партнеры», эксперт портала PROбанкротство (Москва).
- Владимир, банкротство - это сложная процедура, которая, казалось бы, достаточно регулируется законодательством, в чем на ваш взгляд заключаются сложности?
- Банкротство - это всегда конфликт. Конфликт между кредиторами, уполномоченным органом, работниками, самим должником и контролирующими его лицами. А это большие риски и дорогое удовольствие в нынешних реалиях. Но до сих пор находятся те, кто готов рискнуть и перехватить контроль над активом, пользуясь инфраструктурой и инструментарием, предоставляемым законом о банкротстве. Это всегда про заработок. Это аренда, давальческие схемы, парализация бизнеса конкурентами, перехват потоков выручки, смещение центров прибыли. Несмотря на то, что законодательство о банкротстве развито, и судебная практика закрыла за последние годы большинство лазеек, такие истории сохраняются. Вот о них мы и поговорим на форуме 19 сентября. Подробнее о форуме «Защита бизнеса» на сайте krp-forum.ru