Новости 2024

Почему ликвидация «самостроев» процесс длительный и как бороться с незаконными постройками на федеральных трассах?

29 февраля после заседания межведомственной рабочей группы дорожники, правительство региона и представители бизнеса обсудили модернизацию придорожного сервиса на федеральных трассах со СМИ.
На федеральных трассах Челябинской области число «самостроев» в придорожных зонах близится к сотне. Такое количество зафиксировал Росавтодор при анализе придорожного сервиса в регионе, сообщил руководитель южноуральского управления Владимир Муравьев. Руководитель управления отметил, что работа по устранению незаконных точек общепита вместе с правительством региона идет с 2022 года. Министр имущества Челябинской области Эльдар Белоусов также обратил внимание журналистов на ряд юридических нюансов, связанных с ликвидацией этих объектов, и сложность в определении конкретных сроков.
Руководитель судебно-арбитражной практики АБ KR&P Екатерина Туманова прокомментировала ситуацию с правой точки зрения:
Юрист смотрит на эту ситуацию, в том числе исходя из необходимых условий для такого "наведения порядка", а также с учетом определенного опыта по работе с объектами, которые также воспринимались органами как нелегальные. Вспомним, например, ситуацию с демонтажем нестационарных объектов и павильонов в городе.
Залогом эффективности подобных программ в первую очередь видится та нормативная база и юридическая техника тех правовых актов, которые будут положены в основу процесса по работе с "экстерьером" трасс.
Нетривиальность поставленной задачи обусловлена тем, что трасса и расположенные на ней объекты являются сочетанием различных правовых режимов владения и пользования соответствующими земельными участками, разной "степенью легальности" возведенных на них строений. Поэтому просто взять единомоментно снести лишние объекты без выяснения их правовой судьбы невозможно.
В информационных анонсах преимущественно используется такие обобщенные понятия как "самострои", "заброшенные", "устаревшие" объекты. Но мы понимаем, что все это нужно перекладывать на юридический язык, обеспечивая тем самым ясность и прозрачность процедуры.
С учетом этого важно, чтобы нормативные акты, регулирующие процесс демонтажа, содержали четкое указание на те критерии, которые являются определяющими для решения вопроса о сносе (это могут быть требования к проектно-технической стороне, порядку оформления, безопасности, внешнему виду, категории земель, целевому использованию и т.д.). Кроме того, видится важным регламентировать как порядок выявления нарушений, так и порядок выявления землепользователей и владельцев объектов, ответственных за приведение ситуации требованиям закона. Именно четкое регулирование позволит избежать, в том числе последующих судебных споров относительно законности предпринятых принудительных мер. В том случае, если органы управления, например, видят для себя возможность добровольного устранения нарушений, такой порядок также должен быть понимаем и соблюден – с тем, чтобы избежать какого-либо нарушения прав хозяйствующих субъектов, ведущих свою деятельность на такой особой территории, как трасса.