Новости 2024

Защита бизнеса: 5 правил взаимодействия с правоохранителями

Причин полицейских проверок много, но основные — это жалобы потребителей, контрагентов или бывших сотрудников, корпоративные конфликты, участие в госзакупках, а также недобросовестность ваших конкурентов. По статистике, каждая пятая компания попадает в поле зрения правоохранительных органов.

В материале Делового Квартала адвокат Михаил Кириенко поделился универсальными правилами защиты бизнеса при проверках правоохранительных органов:

1. Для начала определите, кто именно пришел в офис — следователи или оперативные сотрудники. Следователь действует, когда есть заявление о преступлении или если идет расследование уголовного дела. У оперативников еще до возбуждения дела и без заявления о преступлении есть полномочия проводить оперативно-розыскные мероприятия, однако их полномочия в рамках таких мероприятий меньше, чем у следователей. В зависимости от цели и оснований визита вы сможете выбрать правильную тактику поведения.

2. Установите, какое мероприятие проводят силовики. Вариантов несколько: обследование, обыск, осмотр места происшествия, выемка. Цель всех мероприятий одна — получить информацию, однако границы полномочий существенно отличаются. Например, при обследовании оперативники не могут:

  • вскрывать запертые помещения, сейфы, шкафы и другие места хранения документации;
  • изымать личные вещи;
  • запрещать покидать место проведения обследования, общаться между собой и по телефону.

И главное — меньше комментариев по ходу проверочных мероприятий, не поддавайтесь на попытки опросить сотрудников компании. Молчание — золото.

3. Фиксируйте все нарушения в протоколе и обращайте внимание понятых на эти нарушения. Также в протоколе должен быть перечень того, что и откуда изъято. Без этого доказать нарушения в последующем будет практически невозможно. По итогу проверки протокол подписывают понятые и представитель компании. Необходимо заранее назначить ответственное лицо из компании и известить всю команду о его назначении, чтобы сотрудники понимали необходимость его вызова. Не забудьте снять копию с протокола.

4. Обжалуйте незаконные действия в прокуратуре. В жалобе следует перечислить все нарушения, которые были зафиксированы в протоколе, и показать, какой ущерб они нанесли вашей компании. Например, из-за необоснованно изъятой техники и документов отдел продаж приостановил работу и была сорвана сделка. В жалобе ссылайтесь на позицию КС: нельзя запрашивать информацию, которая не связана со значимыми для расследования обстоятельствами.

5. Ну и, конечно, вызовите своего адвоката. Он будет контролировать законность действий при проверке и проведет необходимые процедуры как в момент проведения проверки, так и после нее, чтобы защитить ваши интересы.

Можно ли подготовить сотрудников к визиту правоохранителей? Как показывает практика, после обучения качество взаимодействия компаний с правоохранителями существенно повышается благодаря тому, что сотрудники понимают, как себя вести. Подробнее — по ссылке.